Словарь палийских терминов

Во время Дхамма бесед учитель и переводчик часто используют ключевые палийские термины. Они обычно остаются непереведенными, так как перевод может только приблизительно описать их значения и иногда даже может ввести в заблуждение. Ниже вы обнаружите некоторые основные термины, плюс слова, используемые в этой книге. Для наших целей данные объяснения должны быть вполне достаточными, однако они не являются исчерпывающими. Для более полного разъяснения, используйте, пожалуйста, буддийские словари и руководства. Старайтесь также «прочувствовать» палийские термины, когда вы их слышите. Старайтесь понимать их в контексте.

 

abhidhamma, абхидхамма

каноническое буддийское описание процессов
и характеристик ума

adhitthāna

адхиттхана

решение

adosa

адоса

отсутствие ненависти, отвращения

adukkha-m-asukha

адуккха-м-асукха

чувство (ведана), которое ни приятно,
ни неприятно

akusala, акусала

(см. также kusala)

каммически неблаготворное, неумелое,
неполезное, недобродетельное

anattā, (см. attā) анатта

а) отсутствие самости, не «Я», безличность, то, что не является постоянным (эго, самостью или душою), что не существует самостоятельно;

б) ничто не может возникнуть само по себе
или от одной причины, и ничто не может
существовать или функционировать само по себе;

с) одна из трех основополагающих характеристик существования (см. dukkha и anicca), понимание anattā – это освобождающее прозрение (paññā).

anicca, аничча

а) непостоянство, все обусловленные феномены
непостоянны, все, что приходит в мир, подвержено изменениям и исчезновению;

б) одна из трех основополагающих характеристик существования (см. dukkha и anattā), понимание anicca – это освобождающее прозрение (paññā).

anusaya

анусая

скрытые, латентные омрачения

appamāda

аппамада

отсутствие вялости, прилежание, наличие самоосознавания, (буквально: отсутствие забывчивости)

asammoha-sampajañña

асаммоха-сампаджання

ясное знание отсутствия заблуждения, понимание аниччи, дуккхи и анатты

attā, атта

самость, эго, индивидуальность

avijjā, авиджа

синоним для moha

bhāvanā, бхавана

развитие ума, медитация

bhāvanāmaya pāññā,
бхаванамайя пання

мудрость или знание, приобретенное через прямой опыт, благодаря развитию ума

bhava-tanhā

бхава-танха

страстное желание существования

bhikkhu, бхиккху

монах, прошедший полный обряд монашеского
посвящения, придерживающийся 227
дисциплинарных правил, член сангхи

bojjhanga

боджджханга

семь факторов пробуждения, также именуется
как самбоджджханга

Brahma-vihara

брахма-вихара

четыре божественных местообитания или безграничных состояния: любящая доброта (metta),
сострадание (karuna), сорадование (mudita),
и невозмутимость (upekkha)

Buddhanussati

Буддхануссати

памятование качеств Будды

cetasika, четасика

умственный фактор (относится к 52 факторам ума, перечисленным в Абхидхамме. Некоторые из них, каммически умелые, некоторые неумелые,
некоторые каммически нейтральные).

chanda, чанда

добродетельные намерения, возвышенные
стремления, рвение, умелое намерение,
стремление, рвение, желание

Cintāmayā paññā чинтамая пання

мудрость или знание, приобретенное через обдумывание и умозаключение, посредством интеллектуального анализа

citta, читта

ум

cittānupassanā

читтанупассана

осознавание ума

dāna, дана

даяние, подношение, щедрость

Dhamma, Дхамма

а) «закон природы», «природа»;

б) объект, вещь, феномен;

в) Учение Будды.

dhammānupassanā

дхамманупассана

осознавание дхамм

dhamma-vicaya

дхамма-вичая

исследование явлений, дхамм

ditthi, диттхи

воззрение, убеждение, взгляд, умозрительное
мнение;

miccha ditthi – неправильное воззрение, мнение; samma ditthi – правильное воззрение.

domanassa, доманасса

любые разновидности неприятных умственных
переживаний, болезненное умственное ощущение

dosa, доса

ненависть, гнев, все разновидности отвращения
или неприятия (включая уныние, грусть, страх,
сопротивление и т. д.)

dukkha, дуккха

а) неудовлетворенность, боль, страдание;

б) страдание от перемен;

в) неудовлетворительная природа всего существования, всех обусловленных феноменов;

г) одна из трех основополагающих характеристик существования (см. anicca и anattā). Понимание
dukkha – это освобождающее прозрение (paññā).

gocara-sampajañña

гочара-сампаджджання

ясное знание, понимание того, что существуют только умственные и телесные процессы

indriya, индрия

пять духовных качеств: saddhā, viriya, sati, samādhi,
и paññā

jhāna, джхана

медитативная поглощенность

kāmacchanda

кама-чанда

чувственное желание

kamma, камма

намеренное действие (телом, речью и умом)

karuna

каруна

сострадание

kayagatasati

каягатасати

созерцание 32 частей тела

kāyānupassanā

каянупассана

осознавание тела

khandha, кхандха

пять кхандх, совокупностей или «групп привязанности»: rūpa, vedanā, saññā, sankhāra, viññāna

kilesa, килеса

омрачения, неблагие качества ума,
все проявления алчности, гнева и заблуждения
(см. lobha, dosa, и moha)

kusala, кусала (см. также akusala)

каммически благое, умелое, искусное, добродетельное

lobha, лобха

алчность, любая форма привязанности или пристрастия (синоним для tanhā), жажда чего-либо

magga-ñāna

магга-нана

путь знания (ведущий к Пробуждению)

magga-phala

магга-пхала

буквально «путь и плод»,

синоним Пробуждения

mettā, метта

любящая доброта, бескорыстная любовь,
необусловленная любовь

mettā bhāvanā

метта бхавана

развитие любящей доброты

micchā ditthi, мичча диттхи

неправильное воззрение

moha, моха

заблуждение, неведение, непонимание, неспособность видеть реальность (синоним для avijjā)

muditā

мудита

альтруистичная, сочувствующая радость

nāma, нама

умственные процессы, ум (объединяющий термин для vedanā, saññā, sankhāra, и viññāna)

nāma-rūpa, нама-рупа

умственные, психические и физические процессы

ñāna, нана

синоним для paññā

nekkhamma

неккхамма

отречение, «свобода от омрачений»

nirodha

прекращение, угасание

Pāli, Пали

название языка, на котором были впервые записаны буддийские тексты (Палийский Канон)

paññā, пання

мудрость, понимание, знание, прозрение,
видение-как-есть, (синоним для ñāna)

paññātti, паннати

относительная (концептуальная) реальность,
понятия, идеи

paramattha, параматтха

окончательная реальность

pārami, парами

совершенства

pariyutthāna

парияттхана

обычное описание килес, возникающих в уме

passaddhi

пассаддхи

невозмутимость, безмятежность

paticca – samuppāda, патичча самуппада

взаимозависимое возникновение, обусловленное происхождение, обусловленность

piti, пити

радостный интерес, энтузиазм, восторг

puthujjana

путхуджджана

буквально «человек из народа», человек поглощенный земными интересами, тот, кто еще не ощутил пробуждение

rūpa, рупа

физические процессы, материальность

sacca

сачча

истина (многозначный термин)

saddhā, саддха

вера, убежденность, доверие

samādhi, самадхи

неподвижность, спокойствие или неколебимость ума

samatha, саматха

медитация умиротворения, сосредоточения,
безмятежности

sammā-samādhi

самма-самадхи

правильное сосредоточение

sammā-sankappa

самма-санкаппа

правильное мышление

sammā-sati

самма-сати

правильная осознанность

sammā-vāyāma

самма-ваяма

правильные усилия

sankhāra

санкхара

умственные формации.

1) воля, умысел, второе звено (нидана) в 12-звенной цепочке обусловленного возникновения;
2) как одна из пяти ‘khandha’ (‘rūpa’, ‘vedanā’, ‘saññā’, ‘saṅkhārā’, ‘viññāṇa’) – ‘cetanā’ «воля, умысел», по отношению ‘phasso’ «контакту» по одной из сфер восприятия, то есть к зрительным образам, звукам, запахам, вкусам, тактильным ощущениям, идеям;

3) процессы конструирования (например, ‘vitakka’ «рассуждение» и ‘vicāra’ «изучение» служат процессами конструирования для речи, вдыхание и выдыхание, служат процессами конструирования для тела, ‘saññā’ «восприятие» и ‘vedanā’ «чувство», служат процессами конструирования для ‘citta’ «ума»);

4) все конструированные явления в целом (saṅkhata), в противоположность Неконструированному (asaṅkhata), Ниббане.

sankhāra-dukkha

санкхара-дуккха

неудовлетворительная природа всего существующего, всех обусловленных явлений

saññā

сання

распознавание, память, восприятие

sappaya-sampajañña

саппая-сампаджджання

ясное знание соответствия, пригодности

sati

сати

осознанность, памятование

Satipatthāna Sutta

Сатипаттхана сутта

четыре основания осознанности, см. каянупассана, ведананупассана, читтанупассана, дхамманупассана

sati-sambojjhanga

сати-самбоджджханга

осознанность как фактор пробуждения

sati-sampajañña

сати-сампаджджання

осознанность и ясность, чистота сознания

sātthaka-sampajañña

саттхака-сампаджання

ясное знание благотворности и неблаготворности умственных, речевых или телесных действий

sila

сила

нравственность, нравственно умелые действия,
добродетель

sivathika

сиватхика

кладбищенское созерцание, созерцание трупа

somanassa

соманасса

любой вид приятных умственных ощущений,
доставляющих удовольствие умственных чувств

sukha

сукха

счастье

sutamayā paññā

сутамая пання

мудрость, знание полученное посредством чтения или слушания

sutta

сутта

наставление, беседа Будды

tanhā

танха

синоним для lobha

upekkhā

упеккха

а) нейтральные ощущения или чувства (vedanā);

б) невозмутимость, добродетельное, умелое
состояние ума (sankhāra, cetasika).

vedanā, ведана

приятное, неприятное или нейтральное ощущение или чувство (см. somanassa, domanassa, и upekkhā)

vedanānupassanā

ведананупассана

созерцание чувств

vinaya, виная

правила поведения и дисциплины для монахов (bhikkhu)

viññāna, винняна

сознание, распознавание, знающий ум

viparināma-dukkha

випаринама-дуккха

страдание перемен

vipassanā, випассана

прозрение, видение-как-есть, медитация прозрения

viriya, вирия

энергия, «энергия мудрости», («remaindfulness»)

vitikkama

витиккама

термин обычно используется для описания килес, которые проявляются с помощью речи или тела

yoniso manasikāra,
йонисо манасикара

а) верное отношение, основательное внимание,
верное умонастроение, верная направленность
внимания, верная установка, верное внимание;

б) мудрое рассмотрение, умонастроение.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>