Заблуждение, неведение (moha)

Моха – это заблуждение в отношении подлинной природы объектов органов чувств. Всё живое и неживое состоит из намы и рупы (nāma-rūpa – ум и материя), которые наделены четырьмя основными характеристиками: аниччи (anicca – непостоянство), дуккхи (dukkha – неудовлетворенность, страдание), анатты (anatta – безличность) и асубхи (asubha – непривлекательность).

Так как моха застилает наш внутренний взор и заслоняет наше видение подлинной природы вещей, то мы не можем видеть невероятно быстрое и беспрестанное возникновение и исчезновение потока ума и материи, и вследствие этого четырёх характеристик, упоминавшихся выше. Когда мы не можем видеть подлинной природы вещей, тогда мы запутываемся и принимаем противоположные характеристики – за истинные. Так мы видим вещи как ничча (nicca – постоянные), сукха (sukha – приятные), атта (atta – сущностные) и субха (subha – привлекательные).

По причине такого неправильного видения под влиянием заблуждения, возникают одна за другой цепь нежелательных последствий, включая страдание, тяготы и бедствия. Моха подобна сценаристу фильма, который руководит всем, но мы не осознаем этого, так как не видим этого «сценариста» на экране. Моха это главный корень всего зла и страдания в мире.

Она – предводитель всех неблагих четасик (cetasikas – умственные факторы). Моха и её три «соплеменника»: (ahirika ахирика – бесстыдство, anottappa аноттаппа – отсутствие страха совершить неблагое и uddhacca уддхачча – неугомонность) связаны с любым неблагим сознанием ума. Поэтому они известны как акусала-садхарана (akusala-sаdhаrana – неумелые свойства).

Вследствие того, что моха противодействует прозрению или мудрости, она известна как авиджа (avijjа – противоположность видения). Моха, не позволяя познать, покрывает собой знание закона каммы и её результатов, и также Четыре благородные истины.

Мудрость – пання, амоха, панниндрия (paññā, amoha, pannindriya)

Пання – это мудрость или прозрение (insight), индрия – это способность.

Панниндрия помогает понять вещи такими, какие они есть в действительности в свете аниччи (aniccaнепостоянства), дуккхи (dukkha – страдания) и анатты (anatta – безличности). Благодаря тому, что панниндрия преодолевает заблуждение, она называется амоха (amoha – отсутствие заблуждения, мудрость). Из-за того, что она может удалить «завесу» заблуждения с омраченного ума человека и рассеять мрак отбрасываемый мохой, ее называют виджа (vijjа – знание, ведение).

Панниндрия обычно называется «пання четасика» (paññā cetasika). В Абхидхамме пання (paññā), нана (ñāna) и амоха (amoha) являются синонимами. Амоха это один из трёх корней благого. Мудрость пання упоминается как (vimansaаналитическая мудрость) в качестве одного из четырех способов достижения своих целей (iddhipаda). Когда пання очищена и развита посредством самадхи (samаdhi), тогда она принимает ведущую роль в качестве абхиння (abhinnа – сверхъестественное знание).

Когда пання сильно развита, она становится фактором пробуждения (bojjhanga) и именуется как дхамма-вичая (dhamma-vicaya – исследование истины, дхаммы), и также компонентом Благородного восьмеричного пути, который называется самма-диттхи (sammā-ditthi – совершенный взгляд).

Наивысшая точка, кульминация мудрости – это всеведение Будды.

 

 

Пер. с англ. Коптяевой Виктории, Цветкова Павла

Ред. Цветкова П.

 

Перевод выполнен по изданию: Buddha Abhidhamma

Ultimate Science

By Dr. Mehm Tin Mon

B.Sc.Hons. (Ygn), M.Sc., Ph.D. (USA)

Professor of Chemistry (Rtd.)

Professor of Samatha Meditation

International Theravаda Buddha Missionary University, Yangon

Adviser to the Ministry of Religious Affairs, Union of Myanmar