Алчность, жадность лобха (lobha)

Лобха – это сильное желание чувственных объектов или счастья джханы (jhаna). Лобха никогда не откажется от свойственной ей природы желания, сколь бы многим она ни обладала. Даже все богатства на земле не смогут удовлетворить желание лобхи. Она всегда ищет что-то новое. Пока человек не сможет устранить лобху, он не сможет быть по-настоящему счастливым.

Вторая природа лобхи это привязанность или цепляние к чувственным объектам или джхане и счастью джханы. Эту природу привязанности можно сравнить с липкой природой клея для поимки обезьян. Этот клей приготавливается посредством нагревания нескольких видов растительных клеёв, которые добываются в лесу в виде клейкой пасты.

Ловец обезьян наносит эту липкую массу клея на стволы нескольких деревьев. Когда солнечные лучи падают на клей, тогда он начинает переливаться спектром из множества цветов. Обезьяна из любопытства дотрагивается до клея одной лапой, которая тут же крепко-накрепко к нему приклеивается. Стараясь освободить лапу, обезьяна упирается в дерево другой лапой, а затем так же упирается в дерево обоими задними лапами, выражая свое недовольство. Таким образом, у обезьяны приклеиваются обе передние и обе задние лапы.

Тогда обезьяна, пытаясь освободиться, упирается в дерево головой. Так что голова тоже прилипает к клею. Ловец обезьян может теперь выйти из укрытия и легко поймать или убить обезьяну.

Помните, что миряне крепко привязаны лобхой к чувственным объектам так же как и к своему имуществу. Они не могут отречься от мира и от своего мирского имущества, от того, чем обладают, включая своих жен или мужей, сыновей или дочерей. Поэтому они жизнь за жизнью пойманы старостью, болезнью и смертью.

Лобха вместе с двумя своими главными спутниками, такими как диттхи (ditthi неправильные взгляды) и мана (mana самомнение) ответственны за продление жизненного цикла или круговорота рождений известного как сансара (sansаra). Вследствие этого лобха, дитхи и мана обозначаются  вместе как «папанча дхамма» (papanca dhamma). 

Папанча – это усложнение, разрастание, овеществление. Исходящая из чувства «Я» склонность ума увеличивать, умножать. Этот термин может также переводиться как рефлектирующее размышление, овеществление, фальсификация, искажение, формирование.

Преграда, помеха (для духовного роста), заблуждение, иллюзия, ложное представление.

 

Алобха (alobha)

Основная характеристика алобхи – это непривязанность к чувственным объектам и отсутствие алчности, жадности. Как капли воды сбегают с листа лотоса, не задерживаясь на нём, так же и алобха не задерживается на чувственных объектах, не прилипая к ним. В этом смысле алобха подобна арахату, у которого вообще отсутствует лобха. Когда человек не привязан к тому, чем он владеет, тогда он может щедро передавать деньги и вещи на благотворительность. Здесь алобха проявляет себя в форме щедрости. Алобха противоположна лобхе и она может преодолеть лобху. Она является одним из трех корней добра, алобха – это подлинная добродетель, включающая в себя деятельный альтруизм. 

 

Пер. с англ. Коптяевой Виктории. Ред. Цветкова П.

Перевод выполнен по изданию: Buddha Abhidhamma

Ultimate Science

By Dr. Mehm Tin Mon

B.Sc.Hons. (Ygn), M.Sc., Ph.D. (USA)

Professor of Chemistry (Rtd.)

Professor of Samatha Meditation

International Theravаda Buddha Missionary University, Yangon

Adviser to the Ministry of Religious Affairs, Union of Myanmar