Чехия (вводная инструкция). Расшифровка и перевод сестры Висакхи.


1.16    Сейчас мы будем практиковать медитацию осознанности. В первую очередь нам надо понять, чем является медитация, ее значение, смысл.
Медитация – это развитие благих качеств ума. Медитация – это не только лишь сосредоточение.
Медитация – это работа ума. Поэтому так важно, чтобы медитирующий ум был расслаблен и умиротворен. Ум не будет умиротворен, если вы используете слишком много энергии.
2.14    Обычно практикующие очень напряжены. Итак, мы будем учиться практиковать в расслабленной, умиротворенной, естественной манере.
Медитация – это работа ума, а не тела. Мы практикуем не с телом. Страдание. Почему так тяжело идет медитация? Потому что мы используем слишком много энергии.
2.43    Если мы хотим что-то, или наоборот, стремимся избежать чего-то, или мы не уверены в том, что знаем, что нам точно нужно сделать, то тогда мы тратим много энергии.
3.01    Итак. Для медитации нам необходимо знать две вещи – объект и ум.
Объект не медитирует. Ум медитирует.
3.12    У каждого есть шесть объектов осознавания. Мы используем эти шесть объектов осознавания и мы пытаемся взрастить осознанность и мудрость.
Форма, звук, запах, вкус, все телесные ощущения и ум – вот эти шесть объектов.
3.34    Объект всегда здесь. У нас нет необходимости специально им заниматься. Нам надо развивать нашу осознанность, самадхи и мудрость.
Для начала мы должны понять, что есть объект, его суть.
3.52    В действительность объект познания есть нечто, что ум уже знает, с чем напрямую входит в контакт.
Если мы хотим познать себя, нам надо учиться направлять внимание на себя.
4.06    Наш ум имеет естественную привычку направлять внимание на внешнее. Сейчас мы пробуем быть внимательными к себе, к своим внутренним переживаниям.
Чтобы избежать лишней траты энергии, мы расслабляем умственную хватку, привычку фокусироваться, цепляться за что-либо.
Мы учимся узнавать, распознавать. Это помогает.
Осознавание, наблюдение объектов внимания использует мало энергии.
4.37    Например: вы знаете, что сейчас видите?
Вы распознаете ваше видение сейчас? А раньше? Вы это распознавали?
Вы чувствуете, как мало энергии задействовано, чтобы это знать?
Просто исследуйте шесть дверей чувственного восприятия.
5.13    Видение уже произошло. Слышание также уже существует. Ощущения есть. И этого достаточно, чтобы начинать практиковать осознанность.
Избегайте усложнений в исследовании. Просто пробуйте видеть, распознавать себя, понимать, кто вы и что с вами происходит.
5.31    Например: вы знаете, что вы сейчас сидите? Что еще вы знаете о себе в данный момент? Без фиксации на одном объекте мы можем в каждый момент знать много вещей о себе, потому что шесть дверей осознанности всегда с нами. И мы для исследования можем использовать любой объект нашего внимания.
5.53    Если использовать один объект для наблюдения, то ум постепенно, все больше фокусируясь, напрягается.
Непрерывное удерживание внимания на одном объекте относится к практике саматхи. Мы же здесь изучаем практику випассаны. Мы хотим понять, что происходит.
В випассане нет цели погрузиться в некую тишину или застыть в умиротворении. Нам важна осознанность. Ее качества. Поэтому мы начинаем с осознавания ощущений тела. Шесть дверей органов чувств помогают нам в этом.
6.26    Например: вы ощущаете, что сидите? Чувствуете прикосновения при этом? Звук. Мысли. Пробуйте, насколько возможно в данный момент, узнать о себе все.
6.38    Мы не используем один объект все время. Мы начинаем с направленности внимания на все шесть объектов восприятия. При этом мы спрашиваем себя, какой объект внимания мы распознаем.
6.57    Вначале будет сложно, потому что выработалась привычка фиксации на одном объекте. Но пробуя расслаблять ум и тело, мы постепенно ослабим хватку и сможем наблюдать любой объект внимания, без погружения в него. Мы не пытаемся следовать за объектом, потому что он и так уже здесь. Единственное, что надо, это постоянно развивать, улучшать нашу осознанность.
7.20    Итак. Практиковать надо в течение дня. Все время. Поэтому отслеживайте, сколько энергии вы тратите. При лишних затратах энергии вы теряете способность быть осознанными в течение целого дня.
7.33    Если вам еще трудно наблюдать возникающие объекты, начните с одного. Но работайте с ним только короткое время.
7.44    Мы хотим, мы пытаемся познать себя и всё, как это происходит. Памятование об этом помогает знать. Например: вы подумали о себе. Ваше внимание переключилось на голову и ум автоматически здесь. А теперь вы слушаете и ваша осознанность, ваш ум мгновенно переключился на этот объект. Или вы обратили внимание на ноги, и ум сразу осознает ноги. Это естественный процесс познания. Ум всегда что-то знает. Мы поддерживаем памятование об осознанности. Поэтому нет смысла, слишком сосредотачиваться на себе.
8.19    В первую очередь расслабляемся и благодаря этому распознаем множество объектов.
Кстати, мы делаем усилие прийти на занятие по медитации не потому, что хотим что-то получить или достигнуть. Это отношение очень важно. Мы собрались вместе, чтобы учиться практиковать и, беседуя, уточнять свое понимание об этом. Учиться просто быть в настоящем моменте. Наблюдать его. Это все, что необходимо для исследования. Через опыт мы учимся, как практиковать.
8.56    Если вы захвачены желанием куда-то идти или что-то иметь, то для практикующего – это неверное отношение. Отношение к происходящему очень важно. Ваши действия, мысли, ваша практика и ваш взгляд на происходящее взаимосвязаны с идеей, преобладающей в данный момент в уме.
9.15    Перед тем, как начинать какое-то действие или свою практику, проверьте свое отношение, идею.
Поэтому важно, что и как мы думаем о Природе, о естественных процессах.
9.26    Все, что происходит с умом и телом, мы должны воспринимать как проявление Природы. Мы отпускаем идею, что это происходит с кем-то. Отсутствует персональность. Ощущения – это просто ощущения. Чувства также – просто чувства. И звуки – это только звуки. Мы учимся воспринимать все, как проявления Природы, ее процессов. Или как проявления неких объектов.
9.47    Все безлично. Если придерживаться такой направленности восприятия, то у ума есть возможность принимать все, как оно происходит.
9.54    Итак. Объект – есть объект. Его возникновение ни плохо, ни хорошо. Зачем судить о том, что проявляется само по себе? Наша ответственность – это научиться принимать происходящее как Природу. Нужно отпустить идею о данном эксперименте или объекте.
10.14    И для этого мы размышляем о том, как практиковать.
Что делает ум? Как он это делает?
Вначале наблюдать ум немного трудно. И мы начинаем с телесных ощущений, наблюдаем объекты тела. И через этот опыт, постепенно, мы начнем видеть ум, наблюдать его и говорить о нем.
10.36    Полезно как можно чаще проверять умственные состояния, а не только физические объекты. Какие бы чувства, ощущения вы бы не осознавали – проверяйте, как вы это чуствуете. Отслеживайте свои чувства при контакте с любым объектом внимания. Поэтому верное отношение очень важно – это ваше понимание, что все есть только Природа.
Слово природа – означает лишь то как мы направляем внимание Обращение внимания – это не человеческое существо, это лишь природа. И если мы понимаем такой подход, тогда физические и ментальные процессы для нас тоже являются Природой.
11.07    У практиков осознанности есть только три дела:
1) Чтобы ни происходило на физическом или ментальном уровне, все мы воспринимаем как Природу или как объект для исследования.
2) Мы распознаем, отмечаем этот факт.
3) Мы стараемся поддерживать непрерывное осознавание.
Поэтому время для медитации – это все наше время. С утра, кода проснулись, и до отхода ко сну. Все время.
12.06    В ежедневных действиях, ходьбе, работе и т.д. мы учимся отпускать привычку контролировать свои поступки и все происходящее. Отпускайте идею что-то делать медленно или быстро. Все происходит с естественной скоростью. И мы, благодаря напоминанию, обнаруживаем, распознаем  себя, как есть, в каждом мгновении. Ходьба это не только стопа. Не нужно сосредотачиваться только на стопе. Это процесс всего тела. Вначале распознавайте, что вы идете.
12.34    Самое важное, чтобы ум продолжал непрерывно распознавать.
Вы делаете усилие видеть, где вы и что вы делаете. То есть, мы развиваем качество ума – непрерывно. Если ум становится сильнее, то вы естественным образом распознаете больше объектов.
12.53    Еще надо воспитывать привычку практиковать с открытыми глазами. Для медитации абсолютно все равно закрыты или открыты у нас глаза. Тем не менее, в випассане мы учимся использовать объекты видения. Это важно в нашей повседневной жизни.
13.06    Мы можем видеть, можем распознавать: сейчас мы «видим» или мы «смотрим». А также мы «слышим» или мы «слушаем».
13.13    Кстати, наличие мыслей – это не проблема. Они тоже объект для наблюдения.
Вначале мы распознаем – «мысль возникла». Но при этом не погружаемся в процесс мышления. Без достаточного опыта отслеживания мыслительного процесса можно потеряться в историях.
В тот момент, когда вы поняли «мысль возникла», возвращайтесь к объекту (телесному ощущению).
13.35    Если вы сидите и вдруг возникает боль, то мы не привязываемся к переживанию боли.
Когда возникает телесный дискомфорт, боль, то мы учимся понимать, что это проявление Природы. Затем мы наблюдаем возникшее чувство, реакцию на появление боли.
13.57    Когда у ума есть реакция на какой-то объект, мы не фокусируемся на объекте. Мы отпускаем желание сосредотачиваться на объекте. Важно помнить, что вы переживаете некое ощущение и это есть проявление Природы. И если вы можете, то наблюдайте реакцию ума на этот объект.
14.13    Также в любой деятельности, активности, в повседневной жизни учитесь понимать, что вы делаете, где вы идете и т.д. Все, что угодно: еда, туалет… Находите себя, узнавайте при разговоре.