Как справляться с отрицательностью и раздражением


Саядо У Джотика

 
 

Dealing with negativity and aggravation. Sayadaw U Jotika

 

 
Сегодня очень спокойный день. Капли дождя барабанят по крыше и деревьям. Это даже гипнотизирует. В такое спокойное воскресное утро мне хотелось бы поговорить о чём-то очень не спокойном.

Мне нравится говорить о положительных вещах, позитивных мыслях, красивых идеях, потому что, чем больше мы думаем и говорим о позитивных вещах, тем больше положительного происходит в нашей жизни. Это действительно важно. Я замечаю, что многие люди часто думают об отрицательных вещах, о негативных вещах связанных с людьми, с их жизнью, с их ситуациями, негативно думают о себе, о погоде, о правительстве, о целом мире. Конечно, существует много негативных вещей, происходящих в нас и вокруг нас. Тем не менее, постоянно пребывать с отрицательными вещами – не полезно. Но так или иначе подобные вещи происходят в нашей жизни, поэтому мы не можем их игнорировать, мы не можем их спрятать.

 

Нам необходимо уделять больше внимания тому, чтобы очень пристально
вглядываться в вещи,
понимать их и затем осознавать сможем ли мы уменьшить
их отрицательность в нашей жизни.

 

Всегда будет происходить что-то отрицательное в нашем теле, в нашем уме, в нашем окружении, в окружающей нас среде. Даже когда мы говорим об отрицательных вещах, мы не просто жалуемся, мы пытаемся обнаружить, что мы можем сделать с ними, так, чтобы они стали положительными. Когда мы думаем или говорим о негативных вещах и на них зацикливаемся, то это является чистой отрицательностью. И это не помогает. Но, когда мы смотрим на вещи, происходящие в нас и вокруг нас, и пытаемся глубоко их понять и осознать, понять, что мы можем с ними сделать и как мы можем уменьшить их отрицательность – вот что является положительным. Вот что нам необходимо делать.

И вы видите, что в Четырёх благородных истинах, первая Благородная истина – это Благородная истина страдания. Она звучит как что-то отрицательное. Но если бы Будда остановился на ней, тогда мы могли бы действительно сказать, что Будда был на самом деле пессимистом и негативным человеком. Но он не останавливался на ней. Он говорил о причинах страдания, о прекращении страдания и практике, которая приводит к прекращению страдания. И это то, что является позитивным.

Многие люди говорят, что Буддизм пессимистичен. Нет.

 

Буддизм не пессимистичен.

Буддизм – это реализм.

 

Я могу разными способами сказать, что буддизм действительно оптимистичен. Он очень оптимистичен, потому что Будда учил тому, что вы можете что-то сделать с этим (отрицательным). Существует метод для работы с этой отрицательностью.

И на самом деле это очень оптимистично. Но если бы Будда сказал, что вы ничего не можете с этим поделать, что это ваша судьба, то в этом случае это был бы пессимизм. Будда сказал, что вы можете с этим что-то сделать. И в некоторой степени это находится под вашим контролем.

Давайте сегодня говорить о чём-то отрицательном с той надеждой, что вы поймёте и уменьшите эту отрицательность.

В наше время мы много говорим о технологии и эффективности. Например, ваш автомобиль не эффективен, если у него износился двигатель, или если он не очень хорошо настроен. И хотя вы ведёте автомобиль, вы не получаете с одного галлона бензина максимальный пробег. Для некоторых автомобилей такой пробег может составлять 30 миль, а для некоторых возможно лишь 15. Это также зависит от размера автомобиля.

Но, так или иначе, мы много думаем об эффективности. И даже при строительстве дома в наши дни я слышу много идей о том, как построить дом, так, чтобы он был эффективным. Вам не нужно использовать так много энергии, электричества, чтобы поддерживать в нём тепло или прохладу. Вам нужно думать об эффективности посредством установки изоляционных материалов.

Я думаю, что нам нужно таким же образом думать об эффективности в нашей жизни, нашего тела или ума. Когда в нашей жизни происходят негативные вещи, то они уменьшают эффективность нашего тела и ума. И также, когда мы имеем дело с людьми, то некоторые из них снова и снова говорят об отрицательных вещах, и если вы скажите им что-то с этим сделать, то они ответят, что они ничего не могут с этим поделать. Они лишь хотят об этом говорить.

 

Когда я встречался с такими людьми, то я неоднократно слышал, что они снова и снова говорили одни и те же вещи. Вы хотите помочь им, но они не хотят, чтобы им помогали. Они только и хотят говорить о своих проблемах. Что вы можете с этим поделать? Если вы понимаете, что вы действительно ничего не можете сделать и в любом случае ничем не можете им помочь, то лучшее что вы можете так это просто уйти. Но если вы можете им помочь, тогда стоит помочь, и тогда вы не тратите впустую свою энергию.

Есть много людей, которые разными способами впустую тратят много вашей энергии. Автомобили напрасно тратят энергию, если они плохо отлажены, или если дом плохо спланирован и у него нет хорошей изоляции. Это не эффективно. Люди, которые говорят о своих проблемах и не делают то, что они могут сделать, так же не эффективны. Они только впустую тратят вашу энергию.

На работе некоторые люди также говорят, что их работа была очень тяжела. Они что-то делают, заканчивают свою работу и представляют её начальнику. И вот одному такому человеку сказали, что начальник отверг его работу и не стал использовать её плоды. Из-за этого тот человек почувствовал себя тогда очень бесполезным. Он много месяцев подряд очень тяжело работал, и вот теперь его работу посчитали бесполезной. Ему, возможно, сказали, что за эту работу заплатят, и ему дали достаточно денег, но деньги – это не всё. Нам нужно чувствовать себя удовлетворёнными, и чтобы наша работа была полезна для людей. Есть один очень жестокий способ наказания, состоящий в том, чтобы дать человеку сделать что-то бесполезное.

 

Психологи произвели определённые разрешенные властями психологические эксперименты над людьми, совершившими какие-то незначительные преступления, за которые были арестованы и помещены в тюрьму. Они разделили людей на две группы. Одной группе они сказали перетаскать кучу песка из одного места в другое. И когда они перетаскали целую кучу песка в то место, им после этого сказали обратно перетаскать эту же самую кучу песка. Им приказывали делать это снова и снова.

Другой группе людей сказали носить землю и строить дорогу. Они таскали камни, землю и проложили дорогу. Им было сказано выполнить такой же объём работы и заниматься ею столько же часов. В итоге люди в первой группе стали очень депрессивными и измождёнными, а во второй группе довольно счастливыми и энергичными. Они проделали один и тот же объём работы, перетаскивая лишь землю, песок и камни из одного места в другое. Почему так произошло? Подлинная удовлетворённость деятельностью была вследствие того, что вторая группа выполнила нечто полезное и наполненное смыслом. Они чувствовали, что делали для людей что-то хорошее. Они строили дорогу. Они чувствовали себя очень счастливыми, хотя они и устали в той же самой степени, что и люди в первой группе. Но умственно они не чувствовали себя усталыми, они не чувствуйте себя подавленными.

 

Очень важно быть эффективными.

Насколько полезна та работа, которую мы выполняем для самих себя

и для других людей?

 

Никто не стал бы сидеть сложа руки, позволив беспечно растрачиваться своим деньгам или времени. Когда у вас есть деньги, то вы хотите их инвестировать. Вы покупаете ценные бумаги и следите за фондовым рынком. И если вы слышите, что ценность компании, акции которой вы купили, падает, то вы как можно быстрее эти акции продадите. Вы не хотите терять свои деньги, и вы не хотите, чтобы ваши деньги были истрачены впустую.

Вы покупаете другие акции, которые, как вы верите, принесут вам какие-то деньги и прибыль. Мы много думаем об этих вещах, чтобы не растратить впустую свои деньги. Но что по поводу времени и энергии? Нашего времени и энергии. Мы тратим впустую много времени и энергии. Именно поэтому у нас не хватает времени. Тратим такое большое количество времени. Как, например, просто сидим и смотрим телевизор в течение 3-4 часов. Это просто пустая трата времени. И это больше уже не развлечение – это стало своего рода пагубной привычкой. В сущности, вы уже не чувствуете, что этим довольны.

Итак, никто не будет сидеть сложа руки и беззаботно позволять растрачиваться своим деньгам или времени, но, похоже, что лишь немногие заботятся о своей умственной энергии и состоянии психики, да, о своём настроении, умственной энергии и состоянии психики.

 

Очень важно, наблюдать свои мысли на протяжении всего дня.

Наблюдение своих мыслей – это

читтанупассана (cittanupassana).

 

О чём вы думаете целый день? Если вы думаете о какой-то проблеме, и вы ничего не делаете относительно её или ничего не можете с ней поделать, но лишь продолжаете весь день над ней размышлять, то вы лишь тратите впустую свою умственную энергию и не только умственную энергию, вы также тратите впустую свою телесную энергию. Вы сильно устаёте. Теряете свой творческий потенциал.

 

Когда люди становятся спокойными, умиротворёнными и осознанными, они становится и более творческими. Они могут видеть вещи яснее, могут объединять идеи и находить лучшие способы создавать вещи, они могут также придумывать новые идеи и творить новые вещи.

Но когда вы размышляете в негативном свете, полны отрицательных мыслей и не делаете или ничего не можете с этим поделать, но лишь размышляете и размышляете об этой проблеме, то вы только тратите впустую своё время. Следовательно, если вы уделите больше внимания мыслям, которые вы целый день думаете, то обнаружите, что большая часть их бесполезна.

 

Ежедневное раздражение

находится в числе величайших разрушителей

вашей умственной энергии и

умонастроения.

 

Раздражение, досада означают нечто, что делает вас расстроенными. Сколько вы испытываете раздражения в каждодневных ситуациях, которые делают вас сердитыми или разгневанными? От этого зависит ваше настроение. Некоторые люди так не реагируют. И они намного больше сохраняют своё спокойствие, умиротворённость и невозмутимость. Но некоторые люди с момента своего пробуждения начинают думать: «Ах... ещё один день...», и они уже раздражены. Они несчастны только из-за того, что это другой день.

 

Именно поэтому очень важно,
как только вы просыпаетесь утром –
медитировать, быть осознанными и обращать внимание на свои мысли.

 

И если вы привыкли так делать, то первое, что происходит с вами утром – это медитация, спокойствие, умиротворённость, осознанность, то, что помещает ваш ум в определённые рамки, в определённое умонастроение, которое является спокойствием и умиротворением, а не реагированием.

 

Осознанность – это не реагирование.
Реагирование – это не осознанность,
реагирование – это не свобода.

Реагирование – это тюрьма.

 

В числе величайших разрушителей вашей умственной энергии и умонастроения выступает ежедневное раздражение. Если что-то идёт не так как надо, например, сегодня льёт дождь, то я, возможно, очень счастлив [от этого]. Но для некоторых людей это не так: «О, снова идёт дождь!». И это раздражение. Вы просто позволяете себе быть расстроенными.

Некоторые люди во многих вещах могут видеть позитив, практически во всём. Я знал одного учителя, которого уже нет в живых, так вот он был учителем моего учителя. Он был большим учителем, монахом и у него было много учеников. Он построил очень крупный монастырь, своего рода университет для монахов.

Он всегда был позитивно настроенным, всегда говорил о людях хорошие вещи. У него было много друзей, которые были его ровесниками и были очень дружественными, так что они могли общаться друг с другом как друзья. Один из его друзей, который был моложе его, как-то ему сказал: «Саядо, вы всегда что-то хвалите в людях. И сейчас мне хочется вас спросить. Здесь есть один монах, который немного не в своём уме, что вы в нём можете похвалить, можете ли вы о нём сказать что-то хорошее? Скажите мне».

И знаете, что на это ответил Саядо? Он сказал: «Он ходит очень мягко, не создавая шума, как кошка. Он никогда не шумит». Этот Саядо всегда находил что-то, что можно было похвалить и даже в случае этого монаха, который был сумасшедшим.

Очень важно знать свои индивидуальные особенности, свой характер. Но не винить их: «О, это моя индивидуальность брюзжит и жалуется весь день». Нет. Вы можете изменить свою индивидуальность. Если вы сможете стать более осознанными, то сможете её изменить. Когда вы развиваете очень глубокое сосредоточение (samadhi) и осознанность, и достигаете определённого прозрения, то это изменяет вашу индивидуальность.

Я знал много людей, которые были очень раздражительными, реагировали автоматически и видели одни лишь негативные вещи, которые происходили в их жизни, но они стали очень позитивными, умиротворёнными и спокойными. Я рассказывал как-то об одном человеке. Его друг заметил перемены и сказал ему: «Ты теперь такой счастливый и умиротворённый». Он ответил: «Я раньше был очень несчастным и агрессивным. Но я научился быть умиротворённым». Это то, чему вы можете научиться. Не говорите: «Быть несчастным – это моя индивидуальная особенность. Я ничего не могу с этим поделать». Или: «Я с ранней юности был в определённых условиях». Это лишь обусловленность. Да, если вы смогли привести себя к тому, чтобы стать таким, то вы сможете натренировать себя стать умиротворёнными. Почему нет, если вы можете сделать это одним способом, то вы можете сделать это и другим. Всегда есть надежда. Если вы будете тренировать себя, то вы сможете это сделать.

 

Один час сильного раздражения
может стоить вам большего количества энергии, чем
двенадцать часов тяжёлой работы.

 

Это правда? Один час сильного раздражения может стоить вам большего количества энергии, чем двенадцать часов тяжёлой работы. Количество потерянной энергии зависит от того, насколько сильно вы реагируете, с этим особенно согласятся люди с сердечными проблемами, они скажут что это действительно так. Всякий раз, когда они расстраиваются, они теряют всю свою энергию, и они ничем уже не могут заниматься. Они просто ложатся на кровать и лежат.

Поэтому, очень важно наблюдать своё психическое состояние. Это часть медитации. Когда вы становитесь раздражёнными?

Когда вы становитесь расстроенными? Обычно это происходит на рабочем месте или когда мы с кем-то встречаемся, или когда мы куда-то отправляемся. Некоторые люди говорят: «Я не хочу никуда идти, я хочу быть лишь в своей комнате. Я никому не хочу позволять входить в мою комнату, только тогда я не буду расстраиваться». Сможете ли вы всю свою жизнь прожить продуктивно подобным образом? Нет. Не изолируя себя, но выходя наружу, чтобы делать вещи, которые вам нужно сделать, чтобы встречаться с людьми и, кроме того, чтобы поддерживать хороший настрой ума, спокойствие и умиротворённость – это то, чему вам следует учиться.

 

Раздражение понижает ваш порог недовольства.

 

Многие из нас большую часть времени несут в себе своего рода остаточное недовольство, гнев или разочарование. Мы действительно большую часть времени неудовлетворены, полностью неудовлетворены. Некоторые практикующие, когда медитируют, становятся очень спокойными и умиротворёнными, у них нет больше недовольства, раздражения, гнева, разочарования. Они могут стать по-настоящему спокойными и умиротворёнными.

И если вы можете испытать такое спокойствие и умиротворённость даже в течение краткого мига, даже в течение одной минуты, то это сможет действительно повлиять на вашу жизнь. У вас не будет внезапного пробуждения, но это реально повлияет на вашу жизнь, потому что у вас теперь есть «исходная точка», «начало отсчёта». У большинства людей нет никакой «исходной точки».

Я знаю множество людей, которые так несчастны, настолько всё время обеспокоенны из-за того что у них нет «исходной точки», и когда они пытаются медитировать и учиться, и становятся очень спокойными и умиротворёнными даже на протяжении краткого мгновения, то внезапно они меняются. Они говорят: «Я не должен быть как раньше. Я знаю, что могу это изменить». И затем они стараются быть всё более осознанными, более осознанными даже тогда, когда они находятся на улице и на дороге, работе, при встрече с людьми, они пытаются поддерживать свою умиротворённость, осознанность. Итак, мы нуждаемся в некой «точке отсчёта», но это должен быть ваш опыт, не только лишь идея. Мы не можем учиться только лишь благодаря слушанию или чтению. Мы учимся посредством практики.

 

Чтобы понять умиротворение,
нам в первую очередь следует стать умиротворёнными,
недостаточно только слушать о том,
что такое умиротворение и как его обрести.
Обретите его.
Переживите его на собственном опыте.

 

Однажды у вас будет подобный опыт с такой точки зрения, с которой вы сможете увидеть, что вам не нужно в отношении чего-либо быть рассерженными или расстроенными и что в этом нет пользы. Раздражение понижает ваш порог недовольства, поэтому, если у вас уже присутствует какое-то раздражение и, если вы видите или слышите, или встречаете кого-то, кто делает что-то, что вам не нравится, то из-за того что вы уже были чем-то недовольны, вы взрываетесь. Иногда мы видим, что некоторые люди расстроены из-за пустяков.

Однажды мне как-то один человек сказал: «О, вот мой отец, вы не можете ему ничего сказать. Вы что-то говорите и делаете маленькую ошибку, он расстраивается, начинает кричать и скандалить. Поэтому лучше его обходить стороной». Поскольку мы уже отягощены некоторой долей печали, всё время пребываем в унынии или несчастье, неудовлетворённости, то небольшое недовольство может заставить нас взорваться. Итак, это происходит не целиком из-за чьих-то недостатков или погрешностей, хотя они и способствуют до некоторой степени, тем не менее, они не являются полностью неправыми. Всякий раз вы в этом принимаете участие, когда в вашей жизни что-либо происходит, попытайтесь узнать, каким образом вы в этом участвуете.

В психологии есть фраза соучастие во зле (participation of evil). Я не помню точно кто это сказал, но я об этом читал, и эта мысль является очень хорошей идеей. Что бы ни происходило в нашей жизни, мы в этом участвуем. Даже когда вы смотрите телевизор, когда смотрите новости, и если среди новостей попадаются плохие новости, то тут вы расстраиваетесь: «О, взгляните на это». Происходят всякого рода вещи. Иногда кто-то может сказать: «Просто враньё. Эти люди просто лгут». Вы расстроены. Когда вы расстроены, то в этом случае можете ли вы быть расстроенными, не приняв в этом участия? Не можете.

 

В действительности, никто не может сделать вас счастливыми и никто,
по сути, не может сделать вас несчастными,
если только вы сами в этом не участвуете.

 

Вы смотрите телевизор или видео, и кто-то вдруг отпустил шутку. Если вы полностью поддерживаете свою осознанность и слышите лишь звуки и никаких слов, то смеяться вы не будете. Чтобы смеяться над шуткой, вам нужно участвовать. Поймите, эта идея очень глубока. Каждую эмоцию, которую вы чувствуете, вы чувствуете из-за того, что вы принимаете участие. Осознайте, насколько много всего вы делаете на протяжении всего дня. Если вы не будете участвовать, то это так или иначе на вас не повлияет. Я участвую, поэтому я ответственен за моё счастья или за моё несчастье. Никто не может меня заставить смеяться, если я сам не хочу смеяться. Я могу просто поддерживать свою невозмутимость, даже если вы что-то говорите. Даже если кто-то щекочет вас, но если вы не участвуете, то смеяться не будете. Вы можете это сделать. У вас есть эта сила, способность. У вас есть свои собственные силы и способности, поймите это.

 

У меня есть эта сила.

Я наделён силой.

Я могу поддерживать невозмутимость.

Я могу поддерживать умиротворённость.

Я могу поддерживать свою осознанность.

Я наделён силой.

 

Если вы говорите: «Я ничего с этим не могу поделать», то это означает, что вы бессильны. Это значит, что люди могут вам что-то сделать. Если вы позволили человеку подойти к вам и сказать лишь одно слово, и разрушить ваше психическое состояние, тогда как, по-вашему, вы обладаете силой, или он? Он обладает силой, он может сделать что угодно в любой момент. Он в любой момент может разрушить ваше настроение. Итак, кто же даёт ему такую власть? Вы даёте ему эту власть, соучаствуя с ним в этом. И если вы это понимаете, то вы почувствуйте себя ответственными за своё собственное несчастье.

Раздражение обеспечивает то, что таким незначительным происшествиям будет гораздо легче вас поколебать.

Когда вы уже рассержены, тогда вас могут выбить из колеи незначительные события. Вы не можете поддерживать свою невозмутимость. И это суживает вашу осознанность и делает вас близорукими или даже слепыми. Когда люди становятся очень рассерженными, то умственно они становятся слепыми. Они не видят того, что является правильным или, что является неправильным, что является надлежащим, а что таковым не является. Поэтому сильные эмоции влияют на ваш ум и заставляют вас становиться менее осознанными. Менее осознанные вы становитесь слепыми.

 

Но если вы каждый день практикуете осознанность в течение дня, то
вы развиваете всё больше осознанности,
и она становится всё более и более сильной,
и вы можете быть осознанными прежде, чем что-либо произойдёт.
Вы осознанны до того, как что-либо произойдёт.
Следовательно, вы подготовлены.

 

И в этом состоянии, если что-то происходит, вы не реагируете. Реакция, действие и ответ эти три слова по значению довольно похожи, но они не идентичны, они очень различаются. Реакция означает, что нечто происходит автоматически. Кто-то приходит и нажимает на вашу «кнопку», и вы реагируете автоматически. В большинстве случаев автоматическая реакция вредна. Из-за отсутствия осознанности вы реагируете с алчностью, гневом, гордостью или с завистью, или с ревностью, реагируете на всё по большей части с помощью автоматических реакций, которые являются вредными. Но когда мы практикуем медитацию и становимся всё более и более осознанными, и если мы что-то видим или слышим, то не реагируем, потому что присутствует осознанность, которая является своего рода мудростью и пониманием. Поэтому, когда вам необходимо что-то сделать в отношении чего-либо, у вас есть ответ.

 

Ответ приходит с осознанностью
и пониманием, поэтому это и есть свобода.
У ответа есть свобода, а
у реакции никакой свободы нет.

 

Вы хотите быть свободными или нет? Решать вам. Вы можете обучать и тренировать свой ум и становиться свободными. Или вы можете просто позволить своему уму «расти без присмотра» и стать не свободным?

 

Кто делает нас свободными или несвободными?
Наши собственные мысли,
наш собственный ум.

 

Наше собственное заблуждение (moha) проявляется как беспечность, беззаботность, невнимательность и рассеянность. Чем мы более рассеянны, тем меньше у нас свободы.

 

Чем более осознанными мы становимся,
тем больше свободы мы имеем.
И чем больше свободы мы имеем,
тем мы также сильнее становимся.

 

Из-за того что люди не свободны, они чувствуют бессилие. Люди, которые ощущают свободу, чувствуют больше силы. Осознанность делает вас более сильными, более свободными. Вы не реагируете автоматически, вы очень хорошо понимаете ситуацию, даже когда кто-то приходит и говорит что-то плохое, вы хорошо понимаете человека, его психическое состояние, почему он это говорит, и вы можете ответить. Я не имею в виду, что вы не ничего не говорите и убегаете, так как это проблему не решает. Понимайте человека, понимайте ситуацию и поддерживайте свою осознанность. Когда вы делаете то, что является правильным, то в этом случае вы обладаете силой и свободой. И так же вы не теряете чувство собственного достоинства.

Когда вы реагируете и делаете что-то дурное, то позже вы будете чувствовать сожаление. Чувство сожаления – не очень хорошее чувство, и вместе с ним вы будете терять чувство собственного достоинства. Вы можете чувствовать, что: «Я сделал что-то не так. Этот человек сделал нечто дурное, но я сделал что-то ещё более худшее!» Это уменьшает вашу рассудительность и заставляет делать ошибки. Когда вы осознанны вы совершаете меньше ошибок. Вы всё еще могли бы делать какие-то ошибки, но незначительные, и вы можете исправлять себя очень быстро, не совершая при этом больших ошибок. Но когда вы неосознанны, то можете сделать или сказать что-то ужасное, и это будет очень трудно исправить.

Когда вы совершаете ошибки и оплошности, тогда вы порождаете новое раздражение. Это делает вас ещё более несчастными, точно так же, как если в вашем теле сидит одна заноза, и вы пытаетесь вытащить эту занозу при помощи другой занозы, и она ломается, и в итоге у вас в теле сидит уже две занозы. Много подобных вещей происходит у людей в жизни. Что-то идёт не так как надо, и они реагируют слишком сильно, и делают снова что-то неверно, и создают себе ещё большие трудности.

 

Раздражение – это всегда западня.

Это – западня.

Фактически, любая разновидность сильной эмоции – это западня.

 

Потому что оно не делает вас свободными. Раздражение делает вас беспокойными. Когда вы раздражены, вы становитесь беспокойными и это делает вас ещё менее осознанными. Вы склонны делать больше ошибок. Вы возбуждены, взволнованны и переменчивы. Когда вы делаете ошибку, вы становитесь возбуждёнными, взволнованными и из-за того что хотите себя защитить, вы даже нападаете на другого человека, обвиняете его и разрушаете ваши с ним взаимоотношения. Поэтому очень важно не реагировать слишком сильно. Это будет разрушать ваши отношения и доверие к вам людей.

Даже для родителей очень важно принять это к сведению. Некоторые родители думают, что так как они родили и воспитали ребёнка, то они могут сказать или сделать с ним всё, что им вздумается. Во многих странах родители ощущают, что их ребёнок является их собственностью, что они могут ему всё что угодно сделать или сказать. Они бьют ребёнка, наказывают. Даже на Западе я слышал какие-то ужасные вещи. Я слышал одну историю, когда мать холодной зимой закрыла свою дочь в туалете. Ребёнок дрожал, замерзал и кричал: «Мама, выпусти меня». Наказание было слишком суровым. Это не обучение – это жестокость. Не учите ребёнка с помощью таких методов.

 

Раздражение разрушает

ваше сосредоточение.

Когда вы раздражены,

ум не сосредоточен,

он не умиротворён.

 

Первая вещь, которую мы должны сделать, состоит в том, чтобы войти в контакт с таким психическим состоянием: «Ум не умиротворён, сейчас он взволнован. Я очень расстроен и ко мне приходят безумные мысли». Такие психические состояния разрушают ваше сосредоточение и крадут у вас силу для расслабленного общения.

Чтобы достичь взаимопонимания, мы нуждаемся в расслабленном общении. Не торопитесь, слушайте. Слушайте очень тщательно то, что другой человек пытается вам сказать и сообщить. Слушайте не только слова, но наблюдайте за выражением его лица, глаз, слушайте тон и громкость голоса и наблюдайте даже за движениями рук или головы или чего-то ещё. Поскольку коммуникация происходит часто вне слов. Чтобы понять человека, слушайте и смотрите на тело/жесты/язык. Попытайтесь понять чувства человека. Это может быть кто-то, с кем вы вместе работаете, возможно, ваш начальник, член семьи, кто угодно. Обращайте внимание. Если вы обращаете внимание на другого человека и очень чутко его слушаете, то от этого он немного успокаивается.

Всякий раз когда кто-то нас слушает, мы успокаиваемся. Но каждый раз когда вы будете перебивать собеседника прежде, чем он закончит говорить то, что он хотел сказать, он будет становиться более взволнованным, будет ещё больше повышать голос, и ваши отношения сделаются ещё хуже. Обратите внимание на себя, на своё чувство и затем обратите внимание также на другого человека. Это означает зрелость. Вы должны первыми это сделать, не ждите от другого человека, что он сделает это для вас.

 

Понимайте себя и

поддерживайте свою осознанность и невозмутимость

в максимально возможной степени и также обращайте внимание на

другого человека – это доброжелательность.

Когда вы обращаете внимание на то, как другой

человек говорит, то это также является добротой.

Это – своего рода проявление щедрости.

Если вы действительно щедры и добры, то

сможете уделять внимание.

 

Если у вас нет щедрости и доброты, то вы не захотите слушать. Вы просто захотите сказать то, что вы хотите сказать и лишь «ударитесь» в свои эмоции. Поэтому, это даже относится и к вашим детям, слушайте их. Это доброта. Если вы не желаете слушать своих детей или своего супруга, или друзей, тогда как вы можете говорить, что заботитесь о них или, что вы их любите? Вы выражаете свою доброту и любовь просто тем, что обращаете внимание и слушаете, и тем, что пытаетесь понять, что говорит и чувствует другой человек.

 

Раздражение делает вас недисциплинированными.

Дисциплина означает делать в первую очередь то, что важно.

 

И не делать то, что не важно, не растрачивая своё время. Но когда вы очень расстроены, вы увлечены определённой эмоцией и находитесь под её влиянием, и делаете что-то, что не является полезным. Таким образом, вы становитесь недисциплинированными. Это отнимает у вас умение выделять главное, оценивать и различать вещи по степени важности.

Мы должны понять, что является существенным, а что нет. Чем более осознанными вы становитесь, тем более ясно вы это видите. Вы видите, что одно важно, полезно и значимо, а другое неважно, неполезно и не существенно, поэтому вы не собираетесь впустую тратить на него своё время.

Люди, у которых отсутствует осознанность, проживают свою жизнь со своей эмоцией. А эмоция не делает выбор, не может сделать реальный выбор. Поэтому такие люди смешивают всё вместе – существенное и несущественное, и в их жизни таким образом появляется больше несущественных вещей, и они впустую тратят много времени, делая несущественные вещи. Размышление, разговоры и множество других вещей, являющихся несущественными.

 

Чем более осознанными вы становитесь,

тем к большей серьёзности и эффективности вы приходите.

 

Если вы осознанны, то даже когда вы смотрите телешоу, вы перестанете его смотреть, если оно не будет больше для вас полезным, если вы больше ничему не можете у него научиться.

Если вы осознанны и читаете журнал, то вы можете прочесть именно ту статью, которая является для вас полезной. Я читал статьи, которые меня очень интересовали, в основном о здоровье и о психических состояниях и об уме. Но если это была сплетня, то нет, я даже не мог прочесть больше страницы. Поэтому иногда, когда я находил старую газету, я переворачивал страницы и не мог найти ничего стоящего для чтения. Не стоит напрасно тратить время.

 

У нас не так много времени, чтобы тратить его впустую.

Жизнь слишком коротка и слишком ценна.

Когда вы становитесь более осознанными,

вы цените своё время,

вы цените также своё умственное пространство.

Поэтому один практик сказал:

«Рассматривайте свой ум как храмовый зал».

 

Храмовый зал – это чистое и непорочное место, в нём нет пыли, нет никаких загрязнений, нет ничего бесполезного. Если возможно, сделайте свой ум похожим на такой медитационный зал (храмовый зал).

Итак, наблюдайте свой ум. Позволите ли вы какому-либо мусору в него проникнуть? Вы действительно проверяете всё, что приходит в ваш ум через глаза, уши, через то, о чём вы думаете?

Процесс проверки очень важен, иначе в вашей жизни не будет никакой продуктивности, никакого качества. Вы станете объектом эмоций.

 

Поэтому посмотрите – вы хозяин своего ума или же его раб?

 

Быть рабом своего ума означает быть рабом своих эмоций. Всмотритесь в свой ум очень глубоко, найдите ответ. Я хозяин или раб?

Вы выходите из себя без какой-либо мысли и без какого-либо планирования. Когда вы становитесь слишком эмоциональными, то больше не думаете, больше не планируете. Вы просто идёте вперёд и делаете всё, что заставляет вас сделать эта эмоция. Вы взрываетесь, и иногда вам требуются часы, чтобы собрать себя, чтобы снова обрести самообладание. Когда вы взорвались, то в течение долгого времени вы остаётесь очень возбуждёнными. И иногда вам нужно идти и приносить извинения.

 

Раздражение не оставляет вам
никакого времени, никакого внимания и никакой энергии,
чтобы сделать сегодня действительно важные вещи.

 

Когда вы расстроены, то проводите много времени, думая об этом. Вы не можете использовать своё время и энергию для какой-либо настоящей продуктивной, творческой работы. Это очень серьёзная трата времени.

Меньше раздражения означает меньше беспокойства. Поэтому будьте осознанными в максимально возможной степени в течение всего дня. Когда вы едете по дороге, то будьте очень осознанными. Если вы не осознанны, то будете расстраивать других людей на дороге.

Большую часть времени дороги здесь очень чистые, поэтому приезжать сюда не трудно. В некоторых местах нелегко добраться из одного места в другое. Вы очень расстроены и встревожены, некоторые люди действительно сильно кричат. Будучи расстроенными, вы можете себя убить. Когда вы раздражены, тогда вы нетерпеливы. Вы становитесь нетерпимыми.

 

Раздражение приводит вас к тому, что вы раните и причиняете другим боль.

 

Вы причиняете другим людям боль. Вы становитесь нечувствительными, неучтивыми и проявляете неуважение. Возможно, что другой человек сделал что-то неверно, возможно он ошибся. Возможно кто-то случайно сделал что-то неверно, потому что все мы иногда в некоторой степени небрежны и невнимательны. Когда человек уже расстроен, он не может понять ситуацию и не может простить.

 

Раздражение делает вас несправедливыми и агрессивными.

 

Вы становитесь несправедливыми. Даже своих детей иногда вы наказываете слишком сурово, и вы их не учите и не воспитываете, вы только «подавляете» свои эмоции.

Когда вы раздражены, то нападаете, наносите ответные удары, обвиняете, причиняете вред и угрожаете. Происходит так много негативных действий – одно за другим.

 

Раздражение создаёт ужасные лица.

Ах... это очень важно – ужасные лица.

Итак, что делает человека красивым?

Невозмутимость, миролюбие, доброта, спокойствие.

 

У большинства моих учителей была очень долгая жизнь. Один из них жил в течение 104 лет. У меня здесь есть одна из его книг, вы можете увидеть его на картине, когда ему было 100 лет. Он был очень спокойным и умиротворённым и очень собранным. До самого последнего дня он был очень спокойным и умиротворённым. Прежде, чем умереть, он составил план своих собственных похорон.

Другой учитель жил в течение 90 лет. По большей части они были очень худощавыми с коричневым цветом кожи, они были старыми, но выглядели очень красивыми. Хотелось быть рядом с ними, хотелось с ними общаться. Этот 90-летний учитель иногда становился забывчивым. Он был очень худощавым, с маленьким телом, иногда я брал его на руки и переносил. Он иногда дремал, после того как съедал свой завтрак и позже обед.

Когда он просыпался, то думал, что это был уже другой день и говорил: «Кто-нибудь, не принесёт ли мне что-нибудь на завтрак?» И монахи вокруг – его ученики, отвечали: «Да, да, принесут. Да, подождите немного». Через некоторое время, он говорил: «Разве я ещё не завтракал?» И они отвечали: «Сейчас вы поедите немного чатумадхи (catumadhu)». Чатумадха содержит в себе мёд, масло и патоку. Монахи давали ему это поесть и выпить немного сока.

Позже он снова погружался в сон и когда просыпался, то говорил: «Вчера, никто не дал мне никакой еды. Я только поел немного чатумадхи». Но он не был расстроен и не жаловался. Он просто выражал свои мысли и чувства. «Никто не дал мне что-нибудь поесть. Я только поел немного чатумадхи и выпил стакан сока. Это единственная пища, которую я съел вчера». Он всегда был очень жизнерадостным. Иногда я сидел около него, говорил с ним, что-то для него делал и затем после получаса, он спрашивал: «Ты Джотика?». Иногда он не замечал, кто с ним говорил, но он был очень спокойным и умиротворённым. Он потерял память, большую часть своей памяти. Тем не менее, он всё ещё поддерживал своё спокойствие и умиротворённость, невозмутимость, прощение, принятие, все эти качества. Мы действительно его любили.

В момент своей смерти он не страдал. Однажды утром, он съел свой завтрак и затем сказал: «Я чувствую тяжесть в животе и груди, пойду спать». И затем молодой монах уложил его, он заснул и вскоре умер. Безболезненно.

 

Когда вы находитесь возле такого человека,

тогда вы знаете, что означает красота.

Красота сердца.

Красота понимания,

принятия, прощения,

спокойствия, умиротворённости.

Это настоящая красота.

 

Мы думаем больше о красоте нашего лица и тела. Как насчёт красоты нашего сердца, нашего ума? Вы можете обучать себя становиться более красивыми, также как мы становимся старше. Вам нравится такая идея? Мне очень она нравится. Я стараюсь. Я хочу стать всё более красивым, так же как я становлюсь старше. Я счастлив, что старею, потому что я знаю, что стану более красивым. Поэтому не становитесь несчастными из-за того, что вы становитесь старше, что вы стареете. Это нормально.

 

Раздражение делает ваше лицо безжалостным,
а желудок кислым.

 

Когда вы расстроены, то ваш желудок производит больше кислоты. Также ваше лицо становится очень суровым, безжалостным. У него отсутствует доброта и мягкость оно очень уродливое. Сколько радости, энергии, возбуждения, времени и денег отбирает у вас изо дня в день раздражение? Сколько вы расточаете денег, времени, возбуждения, энергии, радости, сколько растрачиваете впустую. Вместо того чтобы быть радостными, вы несчастны, расстроены. Кто это делает? Вы сами в этом принимаете участие. Фактически вы создаёте то, что присутствует в ваших собственных мыслях.

Мы покупаем новые автомобили, потому что они более эффективные. Мы строим новые дома, потому что они более эффективные. Тем не менее, больше размышляйте о своём теле и уме. Сделайте своё тело и ум более эффективными. Берегите, храните свою энергию. Мы очень ограничены в количестве времени и энергии.

 

Взращивайте по отношению к себе сильное чувство ответственности.

Вы ответственны за своё счастье,

за то, чтобы сделать себя

счастливыми, умиротворёнными, спокойными, любящими.

Сегодня – именно то самое время, чтобы положить конец раздражению.

Не ждите до завтра.

Сегодня – именно тот самый момент.

Именно тот самый момент.

 

Дайте себе возможность успокоиться. Всякий раз, когда что-то происходит, выделите время для медитации, даже в течение нескольких минут. Сделайте вдох, затем выдох, расслабьте лицо, руки. Поскольку, когда вы расстроены, ваше лицо становится напряжённым, а руки сжимаются. Поэтому, когда вы расстроены, будьте в контакте со своим собственным лицом и руками, расслабляйтесь.

Вам будет очень помогать даже практика в течение нескольких минут. И если у вас есть больше времени, медитируйте немного больше, успокойтесь и посмотрите, что является лучшим из того, что вы могли бы сделать. Старайтесь изо всех сил. Мы всегда можем пробовать делать вещи лучше, даже понемногу. Так старайтесь изо всех сил.

Как только я слышу слова «приложу все усилия», я вспоминаю песню в стиле кантри. Я не помню весь текст песни, помню лишь несколько строк. Первая строка звучит так: «О, Господи, трудно быть скромным, когда ты приложил все усилия». Последняя строка: «О, Господи, трудно быть скромным, но я приложу все усилия, насколько смогу».

Кто-нибудь слышал эту песню? «О, Господи, трудно быть скромным, но я приложу все усилия, насколько смогу». Другая строка: «Господь, трудно быть скромным, когда ты совершенен во всех отношениях». Трудно быть совершенным во всём. Да, для меня трудно быть скромным, поскольку я стараюсь изо всех сил. Я прикладываю все усилия, какие могу. Это лишь хвастовство. Я могу сделать что-то лучше, но я просто стараюсь изо всех сил.

 

Прим. пер.: Песня Мака Дэвиса (Mac Davis), под названием «Трудно быть скромным» («It's Hard to be Humble»).

 

Во всяком случае, даже когда вы не пытаетесь изо всех сил прилагать усилия, прощайте себя за это. Не раздражайтесь. Не разрушайте себя постоянным беспокойством и раздражением. Когда вы становитесь раздражёнными, вы разрушаете своё тело и ум. Негативное умонастроение отравляет ваше тело. Вы отравляете своё тело и ум. В действительности мы вредим себе больше, чем кто-либо ещё. Мы себе вредим, когда поддерживаем отрицательные мысли.

Когда вы перенапряжены, то становитесь более несдержанными. Когда вы чувствуете себя очень напряжёнными, не нужно идти и что-то делать, не нужно идти, увидев кого-то. Отойдите в тихое и спокойное место даже на несколько минут, например, минут на 10 или 15. Отойдите. Помедитируйте некоторое время и расслабьтесь. Сходите в парк или, если вы ведёте автомобиль, то припаркуйте его где-нибудь и посидите в нём, и отдохните. Расслабьтесь, помедитируйте. Даже в течение 5 минут. Когда вы перенапрягаетесь, то становитесь более несдержанными. Когда вы становитесь несдержанными, то вы быстрее раздражаетесь. Так что не позволяйте этому происходить. Когда вы чувствуете, что перенапрягаетесь, отдыхайте.

Но если вы учитесь медитировать на протяжении всего дня, то можете отдохнуть даже в своём собственном месте, своём офисе или доме, где угодно и где бы вы ни были – медитируйте.

 

Если вы так себя обучаете,

то вам не нужно никуда идти,

вы можете медитировать где угодно.

 

Один из моих друзей делал одну вещь, и я советую вам делать то же самое. Он каждый день очень тяжело работал допоздна и действительно любил свою работу. Даже хотя вам нравится ваша работа, иногда вы действительно очень устаёте. Вы работаете с людьми, и иногда люди вас сильно сердят. Даже несмотря на то, что вы пытаетесь быть терпеливыми и осознанными, иногда вы достигаете своего предела. И знаете, что мой друг делает? Кто-нибудь хочет предположить? По-моему, однажды я вам рассказывал эту историю. Так вот, он идёт в туалет, закрывает дверь и садится на сиденье для унитаза, чтобы помедитировать. Итак, никто не может прийти и его потревожить. Он сидит там около 5 минут, медитирует и затем выходит снова отдохнувшим.

Очень хороший совет. Иногда вам действительно нужно поступить похожим образом. Так что не забывайте про этот совет.

 

Окружите себя такими объектами, которые
незамедлительно вызывают у вас положительные мысли,
когда вы бросаете на них свой взгляд.

 

Не вешайте дома никаких изображений, которые будут вас раздражать. Если возможно, уберите все эти картины и повесьте красивый пейзаж или, если вам нравится, красивое изображение безмятежного Будды, или, возможно, живописную картину, всё что будет способствовать тому, чтобы вы чувствовали умиротворение.

Если у вас есть красивый пейзаж с горами, скалистыми горами, деревьями и озером, или заснеженными горами с очень прозрачным озером, отражающим горы и деревья, то найдите подобный пейзаж, живописную или напечатанную картину и поместите её возле своего места. Всякий раз, когда вы будете смотреть на эту картину, вы будете становиться очень спокойными и умиротворёнными.

Горы символизируют мощь, непоколебимость.

Вы не сможете сдвинуть скалистые горы. Они непоколебимы. Не имеет значение насколько сильна буря, скалистые горы не сдвинутся с места. Но и деревья также могут быть символом. Когда дует сильный ветер, они лишь уступают ему. Они не ломаются. Они уступают дорогу, пропускают, позволяют ветру дуть, и после снова выпрямляются. Я смотрю на эвкалипты, которые я сажал в монастыре, некоторые из них стали очень высокими, самыми высокими в монастыре. Когда дует сильный ветер, они только гнутся. И затем, когда ветер стихает, они возвращаются в исходное положение. Всё в порядке. Гибкость. Деревья выступают символом гибкости.

 

Будьте гибкими.
Не будьте костными.
Если вы не будете гибкими, то сломаетесь,
Вы сломаете себя.
Будьте гибкими.

 

Снег символизирует прохладу, спокойствие.

Холод и спокойствие. А озеро, отражая всё в себе, подобно зеркалу, символизирует неподвижность, спокойствие, безмолвие и чистоту. Такая картина, следовательно, может напоминать вам все эти ощущения. Если вы можете подстроиться под эту картину, привыкнуть к ней, то каждый раз, когда вы будете внимательно на неё смотреть, будете под неё подстраиваться. Она будет давать ощущение покоя, непоколебимости, невозмутимости и чистоты. Всякий раз, когда вы будете видеть такую картину, она будет напоминать вам о спокойствии.

Поэтому, имейте вокруг себя такие напоминания, которые помогут вам быть более осознанными, умиротворёнными и гибкими. Они очень важны. Поэтому не стоит хранить газеты и журналы, которые вас раздражают. Наихудшая вещь, которую вы можете сами себе сделать – это с утра пораньше читать газеты. Другая наихудшая вещь, которую вы можете сделать – это включить телевизор и посмотреть новости. Мне хотелось бы ещё отнять у вас немного времени и ещё кое-что вам сказать. Поразмышляйте над этими словами и посмотрите, можете ли вы иметь отношение к таким эмоциями, для которых используются такие слова.

Итак, первая фраза: «Холодная скрытая ненависть».

Встречали ли вы кого-нибудь с такой ненавистью? Очень холодного, скрытого и вы могли ощутить, что у него много ненависти и критики.

Некоторые люди, даже хотя они ничего и не говорят, но лишь по их взгляду вы можете понять, что они критично настроены и готовы осудить. Они не понимают, не принимают и не прощают.

САРКАЗМ, некоторые люди очень саркастичны.

НЕДОВОЛЬСТВО – всё это негативные слова. Посмотрите, может вы найдёте у себя подобные эмоциональные состояния.

НЕГОДОВАНИЕ, БЕЗЖАЛОСТНОСТЬ, ГОРЕЧЬ, СВАРЛИВОСТЬ, НЕДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ, СКВЕРНОЕ НАСТРОЕНИЕ, СЛЕПОЙ ГНЕВ – все они представляют собой ужасные эмоциональные состояния.

РАЗОЧАРОВАНИЕ, ЗЛОБА, МСТИТЕЛЬНОСТЬ, ВРАЖДЕБНОСТЬ, ПРЕЗРЕНИЕ.

Английские слова очень красочны. У нас в бирманском языке нет столько слов, чтобы выразить такие различные оттенки отрицательных эмоций. На самом деле у нас нет столько слов. Мне очень трудно перевести эти слова на бирманский язык. Это невозможно. Спросите здесь любого, кто говорит на бирманском языке. У нас отсутствуют многие из этих слов. Английский язык очень красочный.

СТРАХ, ОПАСЕНИЕ, НЕРВОЗНОСТЬ, ОЗАБОЧЕННОСТЬ, РАСТЕРЯННОСТЬ, ОЦЕПЕНЕНИЕ, очень разные оттенки значения.

ОПАСЕНИЕ, ВОЛНЕНИЕ, НЕУВЕРЕННОСТЬ, НЕТЕРПЕЛИВОСТЬ, УЖАС, ИСПУГ, СМЯТЕНИЕ, ПАНИКА.

Все эти слова на языке пали входят в слово ДОСА (dosa). Одно слово на пали – ДОСА. Оно означает всё эти состояния и эмоции.

БРЕЗГЛИВОСТЬ, ПРЕЗРЕНИЕ, ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ, ОТВЕРЖЕНИЕ, ОМЕРЗЕНИЕ, ОТВРАЩЕНИЕ, НЕПРИЯЗНЬ, АНТИПАТИЯ. Вот как много различных нюансов отрицательных чувств.

СТЫД, ВИНА, ЗАМЕШАТЕЛЬСТВО, ДОСАДА, УГРЫЗЕНИЕ СОВЕСТИ, УНИЖЕНИЕ, СОЖАЛЕНИЕ, РАСКАЯНИЕ, БЕШЕНСТВО, НЕГОДОВАНИЕ, ЧУВСТВО ОБИДЫ, ЯРОСТЬ, ОЗЛОБЛЕНИЕ, ВОЗМУЩЕНИЕ, ДОСАДА, ЯЗВИТЕЛЬНОСТЬ, ВРАЖДА, БЕСПОКОЙСТВО, РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ, ВРАЖДЕБНОСТЬ, ОТВРАЩЕНИЕ, ЖЕСТОКОСТЬ, ГРУСТЬ, ГОРЕ, ПЕЧАЛЬ, УГРЮМОСТЬ, УНЫНИЕ, МЕЛАНХОЛИЯ, ЖАЛОСТЬ К СЕБЕ, ОДИНОЧЕСТВО, УГНЕТЕННОСТЬ, ОТЧАЯНИЕ, ДЕПРЕССИЯ. Все эти слова означают досу – одно слово.

Итак, я хочу, чтобы вы поняли одно это слово – ДОСА. Все эти отрицательное чувства являются досой. Поэтому Будда говорил: «Sadosam va cittam 'sadosam cittan'ti pajānāti» когда у вас присутствуют эти негативные мысли, наблюдайте за ними очень пристально и понимайте, что они являются досой. Доса не вы, она вам не принадлежит. Она не является  сущностью. Доса является только эмоцией, мыслью.

 

Чем больше вы видите эти отрицательные вещи,
негативные мысли и эмоции,
тем меньше они будут возникать.
Тем больше вы будете ими управлять.
Понимайте эти отрицательные мысли и эмоции.

Они очень важны.

 

 

 

Пер. с англ.: Цветкова Павла

Источник: Dealing with negativity and aggravation. Forgiveness. Sayadaw U Jotika. Myanmar.